Лизинг в 2021 году: тенденции, перспективы, прогнозы

30 июня 2021

За прошлый год из-за того, что объемы крупных сделок в сферах недвижимости, железнодорожного и авиатранспорта сократились, рынок лизинга снизился на 6%. Это связано, в первую очередь, с карантинными ограничениями, а также с падением спроса на услуги перевозчиков, что привело к уменьшению доли нового бизнеса. Как же будет развиваться сфера лизинга в 2021 году, давайте разбираться.

Главное по итогам 2020 года

В первом полугодии 2020 года, вследствие пандемии, наблюдалось стремительное падение рынка лизинга в России – на 22%, однако во втором полугодии ситуация выровнялась, поэтому отрицательная динамика по отношению к предыдущему году составила 6%.

Больше всего сократилась отрасль лизинга недвижимости. В сегментах железнодорожной и авиатехники уменьшение объемов сделок наблюдалось уже с 2019 года, а карантинные меры только усугубили положение дел. При этом рост наметился в сферах строительной и дорожно-строительной техники (18%), скота и сельскохозяйственной спецтехники (77%).

Как двигатель рынка показал себя автолизинг, прибавка в этом сегменте составила 8%. Хоть ограничения и повлияли на снижение спроса на услуги перевозчиков и каршеринг, но во втором полугодии произошел скачок продаж, после отмены жестких картинных мер, и логистические связи с поставщиками автомобилей возобновились.

Что ожидает лизинг в 2021 году?

Основной сценарий, которого придерживаются эксперты, – рынок лизинга будет развиваться, рост по сравнению с 2020-м годом составит 10-15%, это около 1600 млрд ₽. Максимальный прирост продемонстрирует сфера автолизинга – 23%.

Эксперты прогнозируют частичное восстановление сферы лизинга авиатранспорта. Чего не скажешь про сферу железнодорожного транспорта, где наблюдается снижение уже 3 года подряд. Совокупный прирост по прочим отраслям оценивается в районе 9%. Как основной фактор роста называются программы господдержки и реализация нацпроектов.

Отмечается, что пандемия спровоцировала и положительные тенденции, связанные с повсеместным уходом бизнеса в онлайн. Следствием этого стал рост новой отрасли лизингового бизнеса – телекоммуникационное оборудование. Также сами лизинговые компании стали мобильнее и гибче за счет цифровизации множества процессов.

Операционный лизинг – тренд 2021 года

Этот вид лизинга не передает лизингополучателю ни рисков, ни преимуществ владения имуществом. Договор заключается на срок, меньший чем предельный срок работоспособности имущества. Наибольшее развитие операционный лизинг получил в розничных сегментах, рассчитанных на физических лиц, в частности в автолизинге. Дополнительная поддержка в этой области ожидается от программы «Доступная аренда», запущенной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2020 году.

Услуга подписки в контексте операционного лизинга для физических лиц, которая позволяет взять объект в аренду на несколько лет или недель, также помогает продвигать этот вид лизинга в массы. Хорошо себя эта услуга показала в сегменте бытовой техники и электроники.

Прогноз по отраслям

В сфере железнодорожного транспорта специалисты прогнозируют сохранение слабого спроса на грузоперевозки нефтепродуктов и угля. Рост пассажироперевозок будет напрямую зависеть от скорости ослабления карантинных мер.

Что касается авиа сегмента, то здесь также будет играть роль скорость снятия эпидемиологических запретов, а также выделение государственных гарантий на приобретение самолетов SSJ100.

Автолизинг останется лидером рынка, а удорожание стоимости среднего автомобиля приведет к номинальному росту объемов бизнеса, прежде всего нового. Лизинг автобусов и троллейбусов будет развиваться за счет субсидирования. В целом прогнозируется рост более чем на 20%.

Остальные отрасли покажут рост на уровне 9%. Сегмент морских и речных судов поддержат программы госфинансирования. В сфере сельского хозяйства рост будет обусловлен высокой степенью износа и недостаточной оснащенностью парка спецтехники, а также за счет субсидий. В отрасли строительной и дорожно-строительной техники также ожидается положительная динамика за счет мер государственной поддержки и реализации национальных проектов.